Делимся краткой выжимкой из статьи.
Российские леса принесут пользу экономике…
Благодаря лесу Россия может медленнее сокращать выбросы, а это серьезный бонус для промышленности.
…но могут сами стать источником проблем
Лес выбрасывает углекислый газ во время вырубок (из-за разложения порубочных остатков) и пожаров (из-за высвобождения почвенного углерода).
Главная причина – пожары, на них приходится до 80% ежегодных лесных потерь. В свою очередь, 72% пожаров возникает по вине человека, подсчитали в Россельхозе: поджоги стали типичной практикой землепользования.
«Проблема номер один – отсутствие точной информации о состоянии российских лесов», – сообщил Михаил Карпачевский.
«В последние годы между экспертами и чиновниками сломано немало копий вокруг площади лесных пожаров. Традиционно местные власти ее сильно занижают, – объясняет он. – Нужен анализ по космическим снимкам, причем важны нюансы – например, как часто пожар возвращается. Одно дело, если из лесного фонда выбывает новая территория, другое – если горит то же самое место. Детальных подсчетов никто не делал, это стратегическая задача для научного сообщества».
При этом борьбой с пожарами дело не ограничивается. По словам Карпачевского, России предстоит выстроить новую систему управления лесами.
«Текущая система во многом ориентирована на заготовки древесины, – объясняет эколог. – Если же мы воспринимаем лес как резервуар углерода – подход меняется. Высаживать новые леса не нужно – они растут сами на заброшенных полях и пастбищах. Но следует провести их инвентаризацию, замерить содержание CO2. К примеру, у нас крайне мало инструментальных данных, сколько углерода содержится в лесных почвах. Нужна всероссийская база данных».
Без древесины не обойтись, но ее можно добывать в молодых лесах, выросших на бывших сельхозугодьях, уверен Карпачевский.
«... малонарушенные леса, накопившие большие запасы углерода, со сложной экосистемой животного мира, стоит защитить от воздействия человека. Сейчас лишь малая их часть находится в пределах заповедников и национальных парков. Кстати, углеродные единицы за сам факт наличия лесов у нас никто не купит. Нужно продемонстрировать, что мы реализуем климатические проекты, улучшая состояние лесного фонда», – резюмирует Михаил.
Полный текст статьи можно прочитать по ссылке.