Состоялось заседание Общественного совета при Рослесхозе
На заседании обсуждались вопросы противодействия коррупции, а также вопросы восстановления лесов. Во второй части заседания был представлен совместный доклад Николая Шматкова, директора системы «Лесной эталон» и директора АНРГ, и Алексея Ярошенко, руководителя лесной программы «Гринпис» России.
Обсуждение лесовосстановления началось с доклада Елены Бусыгиной, начальника управления воспроизводства и защиты лесов Рослесхоза, в котором сообщалось о перевыполнении плана о выполнении лесовосстановительных работ на 118,4%.
Было отмечено, что перевыполнение показателя связано со снижением площадей сплошных рубок и погибших насаждений, а также с ростом объёма естественного лесовосстановления на Дальнем Востоке и в Сибирском федеральном округе.
Алексей Ярошенко в своём выступлении отметил, что искусственное восстановление лесов за редким исключением идёт некачественным образом:
«Если бы все "восстановленные" леса России использовались для выращивания и заготовки древесины хотя бы с той же интенсивностью, как в среднем леса зарубежной северной Европы (2,5-3 м3 /га в год) - они давали бы лесному сектору России 230-300 миллионов кубометров древесины ежегодно, и не было нужды в освоении оставшихся лесов высокой природоохранной ценности, а лесным деревням и поселкам не приходилось бы вымирать из-за истощения сырьевых баз».
Основная причина низкого качества лесов при их восстановлении человеком - отсутствие должного ухода за посадками и не всегда оправданная целесообразность искусственного лесовосстановления на конкретной территории.
«Система государственной оценки качества восстановления лесов допускает зарастание посаженных елей и сосен осиной и березой, которые растут на месте заготовки сами, без участия человека. При этом посаженные деревья гибнут и затраты на выращивание посадочного материала и организацию посадок оказываются закопанными в землю в самом плохом смысле этих слов, работы проводятся для галочки, для отчета. Оценку качества нужно менять и оценивать результат проведенных работ – породный состав насаждений и густоту», – говорит Николай Шматков.
Также затрудняют грамотное лесовосстановление несовершенная законодательная база, мониторинг промежуточных, но не итоговых результатов посадок леса, дефицит высокопрофессиональных кадров.
Рекомендации по улучшению ситуации с лесовосстановлением, предлагаемые Алексеем Ярошенко и Николаем Шматковым, включают в себя основные пункты:
создавать правовые стимулы для эффективного воспроизводства лесов, в том числе внедрить новый подход к исчислению расчетной лесосеки;
открывать возможности для накопления опыта и создания примеров, в том числе право на проведение опытных работ на определенной доле лесосек каждого года, в течение всего цикла лесовыращивания;
сделать возможным сельское лесоводство - лесное хозяйство на землях сельхозназначения, без изменения категории земли и формы собственности;
изменить систему государственного мониторинга и учитывать не только промежуточные стадии, но и результат;
переходить от нормирования образования отходов при уходе за молодняками к нормированию достигаемых результатов;
проводить уходы за посаженными лесами.
Напомним, что для держателей сертификатов системы «Лесной эталон» и для аудиторов действует Руководство, регламентирующее оценку мероприятий по уходу за лесом: «качество мероприятий по уходу за молодняками оцениваются по породному составу и густоте (количеству стволов на единицу площади). После ухода древостой по составу должен состоять преимущественно из деревьев целевых пород (не менее половины в формуле состава древостоя после ухода)».
Когда целесообразно искусственное лесовосстановление? Превращаются ли посаженные саженцы в леса? Подробнее об этой проблематике читайте в блоге на нашем сайте материал Николая Шматкова «Хватит сажать лес».