Комментарии журналисту дал директор системы «Лесной эталон» Николай Шматков, который ранее возглавлял офис FSC России.
Публикуем выдержки из статьи.
«К марту 2022 года на Россию приходилась самая большая площадь лесов, сертифицированных по требованию FSC», – говорит Андрей Щеголев. FSC – одна из распространенных и авторитетных международных систем сертификации, гарантирующих, что древесина заготавливалась с соблюдением принципов устойчивого лесопользования.
По словам Николая Шматкова, возглавлявшего офис FSC в России, такие сертификаты в 2022 году имели треть арендованных для проведения заготовок лесных участков общей площадью 62,4 миллиона гектаров.
Напомним, что 8 марта FSC International заявило о приостановке своих торговых сертификатов в России, а с 8 апреля это заявление вступило в силу.
Это фактически закрыло российским производителям доступ на рынки Европы. Дополнительно в пятый пакет санкций ЕС в апреле этого года был включен запрет на поставки из России древесины, пиломатериалов и древесной массы. Традиционный и привлекательный для российских производителей европейский рынок фактически закрывается. При этом желание работать на этих рынках было одним из стимулов к развитию устойчивого лесопользования в России.
Приход в Россию сертификации FSC был важным шагом по приучению отрасли к работе по современным сберегающим стандартам. «Последние годы спрос на FSC древесину обеспечивался не только экспортом – на внутреннем рынке работали крупные западные компании. IKEA, TetraPak, Leroy Merlin тоже была нужна сертифицированная древесина» – говорит Шматков. По мере ухода или сворачивания активности таких компаний спрос на сертификацию уменьшается. «Благодаря добровольной сертификации в России сохранено около 20 миллионов гектаров ценных участков леса» – упоминает Щеголев. Из них около 10 миллионов гектаров попали под охрану только по внутренним правилам FSC.
Побудить к отказу от сертификатов может фактор Китая. По данным статистики Всемирного банка за 2019 год Китай закупил древесины в России на сумму 4,3 миллиарда долларов. При этом совокупный экспорт в страны ЕС был равен 2,7 миллиардам. Статистика Китайской ассоциации лесной и древесной продукции показывает, что в первом полугодии 2019 и 2020 года на Россию приходилось около 60% Китайского импорта пиленой хвойной древесины. После прекращения торговли с Европой доминирование Китая как основного импортера древесной продукции из России значительно усиливается. Соблюдение экологических норм в чужих странах мало волнует китайский внутренний рынок. «Китай теперь будет жестко играть на рынке, навязывать свои условия по ценам и заготовкам. И это угроза для наших ценных лесов» – говорит Шматков.
Сейчас Николай Шматков вместе с бывшим российским офисом FSC пытается разработать национальную систему сертификации «Лесной эталон», основанную на открытых стандартах FSC. «Надеюсь, что запрос на хоть какую-то сертификацию российской древесины будет сохраняться. Даже за пределами Европы мало кто хочет вляпаться в скандал вроде вырубки заповедника» – говорит Шматков. Он рассчитывает, что на наличие сертификата будут обращать внимание остающиеся в России крупные ритейлеры. В частности, Leroy Merlin.
«Большинство крупных лесопромышленных компаний России говорит, что сохраняет свои прежние обязательства в рамках FSС, – рассказывает Щеголев – У них уже сформировалась определенная корпоративная культура с ориентацией на устойчивое развитие. Здесь действуют наработанные механизмы. И пока они не хотят от них отказываться».
Михаил Юлкин, чья компания «Карбон Лаб» оказывает консалтинговые услуги в области низкоуглеродного развития, также отмечает, что лесоперерабатывающие комбинаты заинтересованы в их услугах и обращаются с довольно со сложными заказами, рассчитанными на многолетнюю стратегию. «Происходящий кошмар закончится, надо будет возвращаться в большую экономику и лучше вернуться туда подготовленными» – говорит Михаил Юлкин.
Прочитать материал весь материал можно по ссылке.