Новости системы «Лесной эталон»

Проблема вымирания видов животных и целых экосистем — в центре внимания журнала «Профиль»

Михаил Карпачевский, биолог, к.б.н., менеджер системы сертификации «Лесной эталон» рассказал, как виды связаны между собой, и как вымирание одного из них подтягивает по цепочке исчезновение других.

Заметим, что для более 80% видов организмов на Земле домом, основным местообитанием, являются леса. При этом за три десятилетия с 1990 по 2020 год площадь лесов в мире сократилась на 178 млн га, что примерно соответствует площади Ливии. Биоразнообразие в разных лесах разное и зависит от географического расположения, климата, почвы – и в значительной мере от использования леса человеком.
Поэтому от сохранения лесов зависит и сохранение общего биоразнообразия на планете.

Приводим выдержки из статьи:

«В июле Международный союз охраны природы (МСОП) выпустил первое в этом году обновление Красной книги. Многим животным, судьба которых еще недавно не вызывала беспокойства, присвоен статус угрожаемых или вымирающих.

Трудно сказать, какое по счету вымирание происходит сегодня. Но точно известно, чем оно отличается от предыдущих. Впервые причиной стала не природная стихия, а человек.
Выделяют пять антропогенных угроз живому миру. Две основные – разрушение среды обитания (43–58% случаев сокращения популяций) и чрезмерный отлов и добыча (18–36%). Примечательно, что освоение человеком новых земель (вырубка лесов, распашка полей, строительство дорог) в среднем вдвое опаснее для животных, чем прямое браконьерство.


В каждом регионе складывается своя комбинация угроз. Экосистемам Европы слишком большой урон нанесла хозяйственная деятельность (58% случаев сжатия популяций), зато пока мало сказывается изменение климата (4%). В Латинской Америке климат вызывает тревогу (13%), но загрязнение окружающей среды сравнительно невелико (2%). В Азии, напротив, выделяется фактор загрязнения (11%). Африка страдает от браконьерства (36%).

При этом в природе все взаимосвязано: если по какой-то причине вымирает вид, страдают другие виды, связанные с ним пищевыми цепями («цепное исчезновение»). Биолог, менеджер системы сертификации «Лесной эталон» Михаил Карпачевский приводит в пример степные экосистемы, обильная растительность которых невозможна без присутствия крупных травоядных, удобряющих почву фосфором. Европа, где к XVII веку исчезли туры, а к XX – тарпаны (дикие лошади) и большая часть зубров, столкнулась с оскудением этих природных зон.

«Если мы перестанем пахать черноземы в Воронежской области, это не значит, что туда вернется степь, которую люди видели в Средние века, – объясняет ученый. – Что-то вырастет, но, чтобы степь существовала устойчиво, нужны копытные. А сейчас даже коров на свободном выпасе почти не осталось, они всю жизнь проводят в коровнике».

Читайте полную версию материала в печатном журнале «Профиль» №33-34 под заголовком «Природа уходит в закат», или сокращенную версию онлайн.

Иллюстрация: Журнал «Профиль», Мария Митина